Как нас найти?
191167, Россия, Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 17
График работы:
Понедельник — суббота: 9:00 – 17:00.
Воскресенье — выходной.

1 пара: 09:00 – 10:30; 2 пара: 10:40 – 12:10; 3 пара: 12:40 – 14:10
Телефон:
Главная \ Научная работа \ Научные мероприятия

Научные мероприятия

« Назад

Научные мероприятия  31.10.2021 16:28

 

 

Мероприятия в 2020-2021 у.г.

17 сентября 2020 года в Доме Радио г. Санкт-Петербурга под эгидой оркестра и хора «MusicAeterna» (дирижёр Теодор Курентзис) стартовал культурно-образовательный проект «Дары Византии». Согласно концепции мероприятия он должен включать в себя цикл лекций и диспутов с участием экспертов-византинистов.

От лица Санкт-Петербургской духовной академии был приглашен руководитель «Византийского кабинета» священник Игорь Иванов, принявший участие в первом мероприятии в этом проекте — международном круглом столе «Святая София Константинопольская. Мир до и после».

В круглом столе также участвовали А. В. Захарова (СПбГУ); профессор, доктор Альбрехт Бергер (Университет Мюнхена); А. Ю. Виноградов (Москва, ВШЭ); П. В. Шувалов (СПбГУ); доктор Иоаннис Виталиотис (Исследовательский центр Византийского и пост-Византийского искусства, Афины). Во время дискуссии участники обсудили историю Византии и Константинополя с его строениями. Особое внимание было уделено храму Святой Софии. Кроме того, во время беседы активно поднимался вопрос духовного влияния Константинополя, его отражения в культурной памяти разных христианских народов, а также о современном восприятии культурного наследия древней имперской столицы.

А в ноябре 2020 г. о. Игорь Иванов в рамках сотрудничества с организаторами культурно-образовательного проекта «Дары Византии» провел в Доме Радио цикл лекций, посвященных специфике взаимодействия философии и богословия в Византии, поскольку согласно планам проекта на  ноябрь 2020 г. приходился цикл встреч по вопросам религии.

1 ноября 2020 г. состоялась первая лекция о. Игоря Иванова — «Церковь и государство в Византии: симфония властей». В ходе нее было рассказано о таких сюжетах: в чем состоял антропологический и социальный идеал в христианизированной Римской империи; как взаимодействовали Церковь и государство на разных этапах византийской истории; как изменялась общественная жизнь согласно христианским и античным идеалам; что такое «христианский эллинизм»; в чем была уникальность византийской парадигмы симфонии властей.

15 ноября 2020 г. прошла вторая лекция о. Игоря Иванова — «Богословие и философия в Византии: «встреча на высшем уровне»» — и касалась она различных аспектов встречи библейского и античного мировоззрения, которая принесла средиземноморской цивилизации возможность приобщения к богооткровенному знанию. Обсуждались вопросы того, как человек, воспитанный на эллинистической культуре мысли, пытался постичь тайну Боговоплощения; а также аспекты  разного рода сближений и расхождений религиозной и философской мысли, проходящих сквозь всю историю Византии.

Ноябрьские встречи, посвященные религии Византии, завершил диспут на тему «Выразить невыразимое или о причастности нетварному бытию: византийский ответ»29 ноября 2020 г. в Доме Радио встретились священник Игорь Иванов и Дмитрий Сергеевич Бирюков  (доктор философских наук, PhD, научный сотрудник ИГИТИ им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ). Ключевым моментом разговора стал вопрос: была ли в Византии своя философия или в философско-богословских дискуссиях на Востоке использовался античный инструментарий. В ходе поиска ответа на этот и другие вопросы Дмитрий Бирюков представил схему двух структур сущего, а о. Игорь Иванов рассмотрел влияние схемы древа Порфирия на концепцию уровней бытия по Максиму Исповеднику (VII в.) в контексте идеи «обожения» тварного мира. Модератором встречи выступил куратор цикла «Дары Византии» кандидат филологических наук Дмитрий Черноглазов.

Более подробно об этом диспуте рассказано здесь

16 мая 2021 г. состоялась заключительная встреча участников проекта «Дары Византии» — круглый стол на тему «Византия после Византии». В этом мероприятии также принял участие руководитель «Византийского кабинета» священник Игорь Иванов, выступивший с докладом «Афон как византийский интернациональный духовный центр».

Во встрече также участвовали кандидат филологических наук Юлия Борисовна Мантова, кандидат искусствоведения Светлана Владиславовна Мальцева, доктор исторических наук Андрей Юрьевич Виноградов, кандидат филологических наук Григорий Михайлович Воробьев и кандидат филологических наук Дмитрий Александрович Черноглазов. Обсуждались такие вопросы: Как греческие ученые повлияли на развитие гуманизма в Италии? Где в наше время можно найти островки византийского быта? Какие архитектурные памятники России построены в византийском стиле?
 

В итоге был сделан вывод о том, что влияние Византии после падения Константинополя проявилось в самых разных сферах отечественной и западноевропейской культуры — в идеологии, в церковной жизни, в науке, в литературе, в архитектуре и в изобразительном искусстве; и оно сохраняется во многих аспектах современной жизни, даже если это и не вполне осознается людьми XXI века.

 

О мероприятиях  кафедры иностранных языков в рамках совместного проекта «ВИЗАНТИЙСКИЙ КАБИНЕТ»  в 2016-2020 гг.  

22 февраля 2016 года в Книжной гостиной состоялось торжественное открытие проекта «Византийский кабинет», приуроченное к циклу общегородских праздничных мероприятий, посвященных 1000-летию присутствия русского монашества на Святой Горе Афон.

В открытии и первом заседании «Византийского кабинета» приняли участие организатор и руководитель проекта, и.о. проректора по научной работе (2015—2016 у.г.) доцент священник Игорь Иванов, директор Издательства Д. В. Волужков, преподаватели, аспиранты, магистранты и учащиеся бакалавриата Духовной Академии, а также гости Книжной гостиной, среди которых были епископ Царскосельский Маркелл (Ветров, († 2019) и начальник Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Санкт-Петербурга В. Г. Иванов.

В приветственном слове по случаю открытия «Византийского кабинета» епископ Маркелл сказал, в частности, следующее: «Ничего нового в жизни не происходит, меняется лишь форма, а суть остается той же. Именно о сути жизни говорят книги Священного Писания — книги, написанные в соприкосновении с подлинной тайной жизни. Благодаря этому мы можем смотреть чуть дальше — за линию горизонта. Афон — удивительное место. Ты получаешь там ответы на вечные вопросы, именно там становится понятно, что через молитву и Таинства мы начинаем по чуть-чуть понимать суть жизни. Вольно или невольно общество сейчас обращает свой внутренний взор на Церковь. Все может быть красивым как елочная игрушка, но вот, легкий щелчок, все трескается, и мы видим, что внутри пустота. Наша миссия — это проповедь Евангелия. И мы должны постараться не совершать ошибок прошлого — для этого мы учим историю Византии и историю России. Это конечная цель и такого мероприятия, которое мы открываем сегодня».

Затем выступили гости: М. В. Шкаровский с докладом на тему «Русские обители Афона в начале 20-го века»; Л. А. Герд с докладом на тему «Русский Афон второй половины XIX — начала ХХ вв. Некоторые церковно-политические аспекты»; О. Л. Фетисенко с докладом на тему «Афон и его “единство в разнообразии” в социокультурной концепции Константина Леонтьева» и священник Игорь Иванов с докладом на тему «Русские эмигрантские византологи на Афоне в 20—30-е годы ХХ века».

В ходе докладов М. В. Шкаровский рассказал о различных аспектах присутствия Афонских традиций в российской духовной культуре рубежа XIX—XX веков, а также о тех вызовах, с которыми столкнулся Афон в военное и послереволюционное лихолетье. Л. А. Герд, говоря об Афоне, как о «форпосте русского влияния», рассказала о перипетиях существования этой «модели институциализированного православного мира» — как в условиях покровительства со стороны процветающих православных государств, так и в ситуации их «борьбы за Афон», а также в состоянии современной «моды» на Афон. В свою очередь О. Л. Фетисенко выступила с сообщением о роли Афона в духовной судьбе талантливого русского мыслителя К. Леонтьева. Священник Игорь Иванов рассказал о научных изысканиях в библиотеках монастырей Афона выдающейся Белградской «тройки»: академика протоиерея Владимира Мошина, академика Г. А. Острогорского и профессора А. В. Соловьева. Гость Круглого стола священник Димитрий Пономарев поделился с участниками мероприятия своими впечатлениями о современной жизни Афона.

24 марта 2016 года в Книжной гостиной прошло заседание «Византийского кабинета» и презентация первого ВАКовского номера «Христианского чтения» за 2016 год, в котором были материалы и о русско-византийских связях.

Во вступительном слове священник Игорь Иванов рассказал о задачах и перспективах деятельности «Византийского кабинета» в контексте современных исследований феномена «византизма» в целом, и византийского мировоззрения, наряду с византийским богословием и философией, в частности. Также он упомянул об универсальности категорий византийской культуры и целостности ее характера в синтезе веры и различных аспектов жизни, как человека, так и общества. Связующим звеном между утраченной Византией и современным миром является Святая Гора Афон. Это своего рода «Живая Византия», где вся жизнь строится согласно с «живой верой». Во многом вопросам осмысления этой «живой веры» в условиях секулярного общества XIX века и был посвящен первый номер «Христианского чтения» за 2016 год.

В ходе презентации выступили авторы номера: кандидат философских наук, доцент СПбДА Игорь Борисович Гаврилов, и кандидат филологических наук Валерий Александрович Фатеев.

И. Б. Гаврилов рассказал о С. П. Шевырёве, открывшем для образованных слоев позапрошлого века древнерусскую патристику, и тем самым ставшем основоположником русского византизма и предшественником К. Леонтьева. В. А. Фатеев, в свою очередь, в своем сообщении поведал о сочинении «Основы веры и знания» Павла Бакунина, брата известного революционера-анархиста. В этой забытой специалистами книге затрагиваются вопросы философского идеализма, питающегося из опыта «живой веры». Затем В. А. Фатеев рассказал о философе Николае Страхове, его концепции синтеза науки и религии, дающем более глубокое понимание жизни и веры. Интересным открытием для слушателей стал доклад В. А. Фатеева о поездке Н. Страхова на Афон, где, по словам философа, монахи, созерцающие красоту духовную и красоту природную, пребывают «в океане сияющей красоты». Здесь ярко проявляется особенность афонского византизма: удивительное сочетание ритмов духовной жизни с жизнью Природы.

Далее своими впечатлениями о прочитанных статьях журнала поделился кандидат богословия, доцент СПбДА А. В. Маркидонов, отметив, что материалы номера посвящены малоизученным, незамеченным и забытым именам. Это было обусловлено желанием ввести читателя в диапазон той русской духовности, которая долгое время оставалась в тени или расценивалась как недостойная внимания.

Участники заседания из числа гостей задали ряд вопросов о специфике восприятия византизма, как в светской, так и в духовно-академической науке. Отвечая на вопросы, А. В. Маркидонов отметил, что настроенную анти-византийски среду Византия раздражала именно своим грандиозным синтезом всего исторически сущего и веры христианской. Иными словами — синтезом христианской духовности и всего объема реальной жизни, своего рода эталоном аристократизма духа и идеалом благородства в личной и в социальной жизни, целостностью христианского мировоззрения.

24 ноября 2016 года в Книжной гостиной состоялось заседание «Византийского кабинета» на тему «Византологические исследования сегодня: темы и перспективы». По форме заседание представляло собой сочетание популярной лекции и круглого стола (с презентацией и аналитикой интернет-ресурсов), предполагающего активное участие аудитории слушателей.

С одной стороны, были кратко охарактеризованы направления современных византологических исследований и показаны результаты их деятельности на примере конкретных научных сайтов, с другой стороны — было рассказано о судьбах отечественной византиноведческой традиции и о том, в каких перспективах может развиваться эта научная область в России на современном этапе.

Речь также шла о тематике исследований византологических центров при СПбГУ и МГУ, и том, какие задачи ставит перед собой Византийский кабинет при Книжной гостиной СПбДА. Первостепенной важностью можно считать расширение переводческой деятельности с греческого и других европейских языков для всестороннего освещения византийской культуры и цивилизации, вопросов богословия и философия.

15 декабря 2016 года в Книжной гостиной состоялось завершающее в 2016 году заседание Византийского кабинета. Тема заседания — «Византия как цивилизационный архетип Европы: базовые концепты».

Как и ранее, по форме заседание представляло собой сочетание популярной лекции и круглого стола с видео-презентацией. Священник Игорь Иванов рассказал о динамике развития европейской культуры от античного периода до периода Возрождения. Византийская цивилизация преобразила античные традиции, не только наполнив их христианским содержанием, но и сохранив для Европы лучшие образцы античной мысли. Ключевыми концептами христианского мировоззрения являются такие архетипические понятия, как Просвещение, Обновление и Возрождение, поскольку именно они связаны с Крещением, как духовным Рождением, Обновлением и Просвещением. К ним примыкают Преображение и Обожение. Нужно отметить, что сперва Европа приобщилась античной мысли в рамках римской эллинистической цивилизации, а затем в течение многих веков преображалась в христианской Церкви в рамках византийской цивилизации. Таким образом, именно посредством византийского содружества наций христианизировались европейские народы.

К сожалению, приходится констатировать, что новоевропейский проект XVI—XVIII веков, мотивирующийся секуляризацией и антиклерикализмом, произвел подмену понятий Возрождение, Просвещение и Обновление, связав их с возобновлением античных традиций в их языческом формате, без учета тысячелетней духовной работы, проделанной византийцами по осмыслению лучших образцов античности.

Докладчик проиллюстрировал влияние христианства на эллинистический идеал социальной пронии («промышления») на примере всплеска и развития благотворительности и социальной работы в Константинополе в IV—XI веках. Даже в период упадка византийская Церковь и общество стремились сохранить не только традиции социального попечения и классического образования, но и духовные традиции, например, исихазм.

Продолжением этой темы стал доклад сотрудника Эрмитажа, кандидата культурологии, византолога Н. А. Ложкиной: «Преподобный Сергий Радонежский как деятель русского Православного Возрождения». В этом сообщении шла речь об исторической роли русского православного возрождения, которое генетически было связано с православным возрождением на Афоне и победой паламитского движения в Константинополе. Наталья Александровна, говоря о роли «православного Возрождения», подчеркнула, что даже угасающий Константинополь, предвидя свой политический закат, все силы вкладывал в укрепление православных традиций в странах «византийского содружества наций» (термин Д. Д. Оболенского) именно в контексте «православного Возрождения».

Участники заседания, среди которых были студенты бакалавриата Духовной академии и слушатели епархиальных курсов, активно задавали уточняющие вопросы, живо интересуясь историей православного Возрождения в частности, и византийской культуры и цивилизации в целом.

13 марта 2017 года в Книжной гостиной прошло заседание «Византийского кабинета», посвященное теме «Византийская культура и православие».

Открывая заседание, священник Игорь Иванов рассказал о базовых элементах византийской цивилизации, таких как: христианская вера, эллинистическая культура и римское правосознание. Он отметил, что, несмотря на гонения со стороны римских властей, христианство преобразило основные принципы ромейской культуры в синтезе церковных искусств, в том числе музыки и пения.

В этом контексте вопросу сочетания «музыкальной культуры и святоотеческого опыта» был посвящен доклад С. Ф. Тухленкова, преподавателя епархиальных курсов религиозного образования и катехизации им. св. прав. Иоанна Кронштадтского при Отделе религиозного образования и катехизации С.-Петербургской епархии. Помимо истории знаменного пения как первичной византийской традиции, сохранившейся в русском изводе, С. Ф. Тухленков рассказал об аскетическом и православно-ориентированном творчестве классических русских композиторов, проиллюстрировав свою концепцию на примере из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко».

Во встрече принимали участие студенты Академии, активно задававшие вопросы о духовных аспектах различных музыкальных традиций, а также кандидат философских наук, доцент И. Б. Гаврилов, который уточнил некоторые культурологические детали развития музыкальной культуры в русском цивилизационном поле. Поскольку С. Ф. Тухленков является одним из авторов журнала «Христианское чтение» №1 за 2017 год, он рассказал о своей статье, опубликованной в этом номере и посвященной особенностям церковного напева.

3 апреля 2017 года в Книжной гостиной состоялось заседание «Византийского кабинета». Заседание в формате круглого стола было посвящено теме «Музыка и православная культура. О духовной значимости обиходного напева».

Во вступительном слове священник Игорь Иванов сказал о том, что подлинное искусство (будь оно словесное, музыкальное или изобразительное) выражает не только состояние духа человека, но и показывает, каким духом человек движим. Византийская традиция передала нам опыт аскетически выверенного искусства в церковном синтезе искусств, преображенных духовным деланием, осиянным благодатью Святого Духа.

Эту мысль развил в своем докладе С. Ф. Тухленков, подчеркнув, что церковный напев отображает внутреннюю сущность духовного пути, согласного с «ритмом вечности», присутствующим в знаменном распеве, в котором просвечивает неотмирность, сосредоточенность на молитве и богообщении, отвержение чувственности и открытость к восприятию сугубо смыслов молитвенного слова, а не только эстетической красоты звучания. Доклад сопровождался прослушиванием фрагментов знаменного пения и музыкальных произведений светских композиторов.

Во встрече принимали участие студенты Академии, активно задававшие вопросы о разных аспектах восприятия обиходного церковного напева. Также присутствовали кандидат философских наук И. Б. Гаврилов, слушатели епархиальных курсов религиозного образования и катехизации и иные гости.

18 мая 2017 года в Книжной гостиной состоялось заседание Византийского кабинета, которое было посвящено двум темам: журналу «Христианское чтение» и теме «Пасхальные мотивы в русской музыкальной культуре».

На встрече присутствовали: к.и.н., доцент А. Э. Котов, к.филол.н. В. А. Фатеев, к.ф.н, доцент И. Б. Гаврилов и С. Ф. Тухленков, преподаватель епархиальных курсов религиозного образования и катехизации.

А. Э. Котов, говоря о развитии своего научного интереса к истории традиций русского консерватизма, разъяснил специфику различных пониманий консервативных идей — от психологических установок до идеологических и политических доктрин, отметив, что при всех различиях русский консерватизм второй половины XIX века делал акцент на преемственности и уникальной самобытности русского общественного устройства.

В. А. Фатеев поведал о том, что его интересует, прежде всего, история личности, будь это творчество В. В. Розанова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого или же Ф. А. Страхова. Именно Страхов считал, что для России важны разумные почвенические основания: «брать у западной цивилизации всё лучше, но не подражать ей, а развивать свои самобытные установки».

В своем сообщении С. Ф. Тухленков на примере мелодичности стихиры Пасхи знаменного распева XVIII века Новоспасского московского монастыря рассказал, как передается неотмирность пасхальной радости через музыкальное произведение. Также им были показаны музыкальные «проекции» пасхальных песнопений в народном обрядовом пении брянской традиции и в авторской классической музыкальной культуре, например, в увертюре «Светлый праздник» Н. А. Римского-Корсакова.

Во встрече принимали участие студенты Академии, активно задававшие вопросы о разных аспектах восприятия русской философской традиции и русской музыкальной культуры. Также присутствовали слушатели Народного православного университета и Епархиальных курсов религиозного образования и катехизации.

 

7 декабря 2017 года в Книжной гостиной впервые прошла научно-богословская конференция «Каноническое право и церковный суд в истории Русской Церкви: традиция, новация или фикция?». Мероприятие было организовано при поддержке научно-просветительского проекта «Византийский кабинет».

В конференции приняли участие протоиерей Константин Костромин, проректор по научно-богословской работе СПбДА, священник Игорь Иванов, ответственный редактор журнала «Христианское чтение», руководитель проекта «Византийский кабинет», протоиерей Кирилл Бухараев, преподаватель КДС и Казанского федерального университета, А. А. Дорская, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой международного права РГПУ им. А.И. Герцена, П. И. Гайденко, доктор исторических наук, доцент кафедры истории и философии Казанского государственного архитектурно-строительного университета, Ю. В. Оспенников, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права и международного права ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», Р. Ю. Почекаев, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой теории и истории права и государства юридического факультета НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, студенты Духовной Академии, гости Книжной гостиной.

Проф. П. И. Гайденко в своем докладе, говоря о церковном праве в домонгольской Руси, обозначил проблемные точки. По мнению докладчика, исторический материал не позволяет с уверенностью говорить о функционировании церковных правовых институтов в древнерусской Церкви XI—XIII веков. Эту тему, но уже на юридическом материале, продолжил проф. Ю. В. Оспенников. Он обратил внимание на отсутствие деления древнерусского права на отрасли и на то, что границы между церковным и светским судом в Древней Руси размыты. Прот. Кирилл Бухараев рассмотрел тенденции, которые доминируют в правовом поле современной церковной жизни. Свящ. Игорь Иванов прочитал доклад на тему «Jus religiosus по XVI книге Кодекса Феодосия». Два последних доклада были посвящены вопросам рецепции церковного права в юриспруденцию (проф. А. А. Дорская) и особенностям преподавания юридических дисциплин (Р. Ю. Почекаев).

Следует отметить два существенных вывода, к которому пришли участники конференции: во-первых, роль правовых институтов и правового сознания в Древней Руси сильно преувеличена, хотя при внимательном изучении можно прийти к ряду заключений, которые ещё не только не включены в учебные курсы, но даже не до конца осмыслены в научной среде; во-вторых, церковное право имеет значительный и в настоящее время недостаточно разработанный потенциал в юридической науке и педагогике.

Важно то, что вопросы церковного права находятся в сфере научных интересов и компетенции богословия (канонического права), юриспруденции и истории. Каждая наука имеет свое представление о содержании, методах и сфере применения церковного права, однако на сегодняшний день между этими науками нет не только диалога, но даже никаких взаимовлияний. Конференция 7 декабря 2017 года объединила богословов, историков и юристов, профессионально занимающихся историей и теорией церковного права. Плодотворной работе способствовала обстановка свободного научного обсуждения. Были выработаны шаги по налаживанию междисциплинарных взаимосвязей.

Несмотря на уменьшение количества заседаний «Византийского кабинета», 2017—2018 уч. год стал для участников проекта более деловым и ознаменовался тем, что в ходе деятельности «Византийского кабинета» начали формироваться научные направления и рабочие группы по их реализации.  Состоялось множество рабочих встреч и совещаний. В итоге были обозначены несколько актуальных и перспективных направлений.

 

19 октября 2018 г. в Книжной гостиной состоялось первое в 2018–2019 учебном году заседание «Византийского кабинета», которое прошло в традиционном формате круглого стола и было посвящено теме «Духовное образование в Византии: традиции и своеобразие». В нем приняли участие преподаватели Академии: руководитель «Византийского кабинета», заведующий кафедрой иностранных языков, доцент священник Игорь Иванов, заместитель руководителя «Византийского кабинета», доцент Игорь Борисович Гаврилов, доцент Александр Васильевич Маркидонов, иеромонах Варфоломей (Магницкий), а также кандидат филологических наук, член редколлегии издательства «Росток» Валерий Александрович Фатеев. На встрече присутствовали учащиеся СПбДА и слушатели Епархиальных курсов религиозного образования и катехизации имени св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Открывая мероприятие, отец Игорь подчеркнул, что в 2018 г. отмечается 1000-летие со дня рождения монаха Михаила Пселла, известного византийского ученого-эрудита. В связи с этим нынешнее заседание «Византийского кабинета» отчасти можно посвятить его памяти, поскольку Михаил Пселл был ярким представителем и выразителем традиций византийской образованности. Далее отец Игорь кратко рассказал о специфике двух традиций византийской пайдейи, которыми именовались в Византии «внешняя философия» и «внутренняя философия». Также он рассмотрел текст «36-го слова» Михаила Пселла в качестве примера, характеризующего методологические приемы полигисторов, к лучшим представителям которых как раз и принадлежал выдающийся ученый и царедворец монах Михаил Пселл.
Продолжая разговор о соотношении уровней «аскетической» и «гуманистической» традиции, А. В. Маркидонов подчеркнул, что в сотериологическом смысле они находятся в определенном противоречии. Ведь сами по себе знание и образование не спасают, примером чему может послужить тот же Михаил Пселл, которому был свойственен некоторый ученый индифферентизм. Развитием этой линии стали так называемые греческие «бродячие учителя», популярные в Московском государстве в XVI–XVII вв.: для них образованность была своего рода самоценностью, профессиональным ремеслом. В таком контексте может быть воспринята и «книжная справа» с постановкой на «научную основу» — как некая попытка гарантировать спасение в силу употребления научно выверенных богослужебных текстов. При этом с аскетической точки зрения дело обстоит как раз наоборот: именно сама образованность выверяется духовной вглядчивостью и трезвомыслием. Докладчик заметил, что в определенный период истории на Руси сформировалось другое крайнее воззрение: если в деле спасения образованность не необходима, то она не просто не нужна, но и мешает спасению. Опасность подобного взгляда заключается в том, что отсюда возможно радикальное соскальзывание в профанное состояние культуры, а затем и сакрализация профанного опыта.

Тему соотношения веры и знания, науки и религии продолжил В. А. Фатеев, рассказав о двух русских мыслителях XIX в. — А. М. Бухареве и Н. П. Гилярове-Платонове, которые пытались с позиций христианской веры вести диалог с научным сообществом. При этом Н. П. Платонов критиковал А. М. Бухарева за непросвещенность и церковный мистицизм, а Бухарев не принимал Платонова за его трезвый и холодный ум. Но оба они были далеки от атеистического и «научного» нигилизма, так как оставались людьми церковными. Также В. А. Фатеев затронул проблему распространения нигилизма среди учащихся и выпускников русских духовных школ в XIX в. В частности, Валерий Александрович упомянул о выдающемся пастыре и проповеднике священнике Феодоре Андрееве (1887–1929), который в 1917 г., выбирая путь между монашеством и священством, сказал, что если пойдет в монашество, то только не в «ученое монашество», из которого, как он считал, путь к нигилизму был гораздо ближе.
Далее И. Б. Гаврилов рассказал о том, как реализовывался идеал воспитания благородного человека в московской дворянской среде, например, в начале XIX в. в Московском университетском благородном пансионе, многие выпускники которого стали выдающимися деятелями Золотого века русской культуры. Одним из таковых являлся С. П. Шевырев, занимавшийся вопросами русского воспитания и образования. Характерно, что в юности Шевырев испытал соблазн западного мистицизма, который он преодолел через увлечение русской словесностью в литературном кружке, основанном В. А. Жуковским.
В конце заседания иеромонах Варфоломей (Магницкий) предложил детально выяснить, насколько идеалы, методы и приемы византийской образованности могут быть востребованы в современном духовном образовании. Он напомнил тот факт, что в свое время В. В. Болотов на лекциях приводил обильные выдержки на греческом языке. «Non scholae sed vitae discimus» , — завершил свое выступление отец Варфоломей.

Очередное заседание, состоявшееся 9 ноября 2018 г., было посвящено 200-летию со дня рождения одного из наиболее ярких православных мыслителей ΧΙΧ в., выдающегося русского просветителя Михаила Никифоровича Каткова (1818–1887).
В мероприятии приняли участие петербургские ученые: доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) Ольга Леонидовна Фетисенко и кандидат филологических наук, доцент кафедры истории журналистики СПбГУ Ольга Сергеевна Кругликова. Ведущими традиционно выступили священник Игорь Иванов и Игорь Борисович Гаврилов.
Открывая встречу, отец Игорь рассказал о деятельности «Византийского кабинета» и ее отражении на страницах «Русско-Византийского вестника», а затем отметил, что текущее заседание приурочено к 200-летию со дня рождения М. Н. Каткова. Кроме того, он сказал несколько слов о роли и значении катковского журнала «Русский вестник» в публицистике второй половины XIX в.
Далее И. Б. Гаврилов отметил, что значительное место в авторской публицистике и в целом в изданиях М. Н. Каткова занимает православная тематика. На страницах своих журналов Михаил Никифорович всесторонне отражал жизнь Церкви. Он сам неоднократно писал статьи на церковные темы и привлекал к сотрудничеству известных церковных авторов, прежде всего — профессоров Московской духовной академии. Причем Катков неизменно выступал с позиции недопустимости подчинения Церкви государству. В заключение своего выступления Игорь Борисович подчеркнул, что научное исследование литературно-критического и религиозно-философского наследия и издательской деятельности М. Н. Каткова призвано очистить это имя от ложных стереотипов и вернуть из забвения. Необходимо отдать должное выдающемуся мыслителю и по достоинству оценить его вклад в защиту и укрепление Православной Церкви, русской государственности и культуры.

После краткого обсуждения затронутых вопросов слово взяла Ольга Сергеевна Кругликова, рассказавшая о нескольких периодах формирования мировоззрения Каткова, отметив, что в историю он вошел как «политический прагматик и государственник, веривший в величие русского государства». В докладе Ольги Сергеевны была особо затронута тема веротерпимости в публицистике Каткова. Прежде всего, мыслитель отстаивал идею абсолютной свободы совести частного лица («между душой и Богом государство не имеет права полагать свой меч»). Но при этом он подчеркивал, что государство не должно поощрять иноверческие учреждения, распространяющие и пропагандирующие свою веру. То есть акцентировал свою мысль на том, что «не преследовать — не означает поддерживать» и «предоставлять свободу — не означает давать власть». Предоставление иным верам религиозной свободы не означает водворения у себя чужой нетерпимости. Катков говорил и о том, что Церковь нужно избавить от чрезмерной государственной опеки, предоставив ее чадам полную свободу быть сознательными православными христианами. Также он считал, что единство государства требует внутреннего единства и общества — на основе формирования «государственной нации», когда в равной мере общему Отечеству служили бы и русский немец, и русский татарин, и русский поляк.

Заключительному периоду жизни и деятельности М. Н. Каткова, а также реакции общественной мысли на плоды его трудов был посвящен доклад Ольги Леонидовны Фетисенко на тему «Последний год жизни Каткова и его отражение в надгробных словах „первому государственному публицисту“». В нем было рассмотрено несколько примеров, отражающих жанрово-стилистическую панораму некрологов и надгробных слов мыслителю, созданных авторами консервативного лагеря: от панегирика до диатрибы. Соратники Каткова при жизни порой удивляли современников резкостью оценок, нарушавшей правило «de mortuis aut bene, aut nihil» , а былые противники, например, Сергей Федорович Шарапов (1855–1911), произносили речи в духе торжественного реквиема. В частности, Шарапов сказал, что «Катков стоил десяти департаментов» и что ему «мы обязаны существованием свободы слова в России». Также в докладе говорилось и о других оценках деятельности М. Н. Каткова относительно внешней политики России в последние годы его жизни.
Кроме того, в ходе встречи были освещены отношения М. Н. Каткова с К. П. Победоносцевым, И. С. Аксаковым, Н. П. Гиляровым-Платоновым, князем В. П. Мещерским, Ф. М. Достоевским и др.

Третье в 2018 г. заседание, прошедшее 30 ноября и посвященное теме «Византийские истоки русской музыки», традиционно провели священник Игорь Иванов и И. Б. Гаврилов. С докладом на нем выступил постоянный участник «Византийского кабинета», преподаватель Епархиальных курсов религиозного образования и катехизации имени св. прав. Иоанна Кронштадтского и Народного православного университета Сергей Феликсович Тухленков. Присутствовавшие студенты Академии и слушатели Епархиальных курсов активно обсуждали услышанное и задавали докладчику интересные вопросы. Также мероприятие посетили учащиеся Факультета церковных искусств (Регентского отделения) СПбДА. В результате состоялся оживленный обмен мнениями по поводу богословских аспектов в контексте русской музыкальной культуры и богослужебного пения.
В ходе заседания собеседниками затрагивался вопрос о воздействии богослужебного канона как на певческую культуру, так и на образ бытия русского человека. Говорилось о роли напева как всеобъемлющего фактора, влияющего на повседневную жизнь. Также была отмечена глубинная связь византийской православной традиции и русской музыкальной культуры XIX–XX вв.

Сергей Феликсович рассказал о византийской традиции «калофонии» (сладкоголосия), претерпевшей со временем турецкое воздействие. В силу этого сложилась любопытная ситуация — когда мы слушаем византийское пение, нам не вполне понятно, где в нем проявляется своя традиция, а где турецкое влияние.
Характерно и то, что сейчас музыка тональная, а в Византии была модальная. Важным моментом в византийской и русской певческой традиции являлось также наличие образов распева, которые представлял распевщик, знавший богослужебные тексты наизусть и способный заменить любого певчего. Такое устроение человека предполагало глубокое погружение в молитвенную жизнь.
С. Ф. Тухленков подчеркнул, что Древняя Русь усвоила именно старовизантийский стиль пения — более ясный и более прямой, что и отразилось на нашей певческой традиции. Было отмечено, что сплав русской народной музыкальной культуры с византийской традицией породил знаменный распев. Это пение создавалось для молитвы, в процессе молитвы и само являлось молитвой. Русская музыкальная культура вобрала в себя дух христианской собранности. Более того, русская культура — это культура духовного реализма, где в образах передается та или иная духовная ситуация во всех ее противоречиях. Это отразилось и в русской опере, образы которой свидетельствуют о трагедии внутренней жизни русского человека — например, в операх М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и П. И. Чайковского «Опричник», где мощно сконцентрирован духовно-нравственный императив. Поэтому именно через традиционную русскую музыкальную культуру можно осуществлять духовно-нравственное воспитание.

Заседание «Византийского кабинета» сопровождалось прослушиванием музыкальных фрагментов, иллюстрирующих тезисы докладчика.

В рамках четвертого заседания «Византийского кабинета» 22 февраля 2019 г. в Книжной гостиной прошел круглый стол «Научная и миссионерская деятельность св. Фотия, патриарха Константинопольского (по материалам греческих исследований)», ведущими которого выступили священник Игорь Иванов и И. Б. Гаврилов. Основным докладчиком по теме стал протоиерей Владимир Гончаренко. Также в заседании принял участие А. В. Маркидонов.
В начале встречи отец Игорь рассказал о специфике работы «Византийского кабинета», отметив актуальность знакомства с современными греческими исследованиями по церковной истории и православной мысли. Далее прозвучал доклад отца Владимира, посвященный как раз новейшим трудам, касающимся жизни, служения и наследия св. Фотия (820–896), патриарха Константинопольского.

И. Б. Гаврилов, в свою очередь, напомнил, что круглый стол приурочен ко дню памяти св. патриарха Фотия, который отмечался 19 февраля. Отец Владимир добавил, что мероприятие проходит как раз между двумя значимыми датами — 19 и 24 февраля, днем памяти праведной Феодоры, царицы греческой, восстановившей иконопочитание в 867 г.
Затем, приступив к своему докладу, протоиерей Владимир, рассказал о своеобразии эпохи и о жизненном пути св. патриарха Фотия, его просветительской, научной и церковной деятельности. Особое внимание он уделил специфике организации светского и духовного образования в Византии того времени, а также влиянию святителя на византийскую и славянскую образовательные традиции.
Весомым дополнением к докладу стало сообщение А. В. Маркидонова о богословских трудах свт. Фотия и о его глубоком благочестии, проявившемся еще в годы служения протоасикритом при императорском дворе. Тогда в сложных расстановках внутренних и внешних противостояний и разногласий будущий патриарх оставался безупречным в глазах представителей разный партий.
Продолжая разговор о научной и образовательной деятельности свт. Фотия, священник Игорь Иванов сообщил о составе его труда «Мириобиблион», приведя при этом ряд цитат, характеризующих стиль и методологию автора.
В конце круглого стола А. В. Маркидонов процитировал слова преп. Серафима Саровского, ставившего св. патриарха Фотия в пример, отмечая, что он, еще будучи светским сановником, непрестанно совершал молитву Иисусову. То есть святой пришел в устроение глубокого благочестия задолго до вступления в высокую церковную должность, которой он отнюдь не искал, но принял как волю Божию.

Завершая заседание «Византийского кабинета, отец Игорь поблагодарил всех собравшихся и пожелал дальнейшего активного освоения как наследия древней церковной мысли, так и ее современных греческих исследований.

Пятое заседание «Византийского кабинета», состоявшееся 22 марта 2019 г., было посвящено теме «Духовная музыка И. С. Баха в свете Православия». Круглый стол традиционно провели отец Игорь Иванов и Игорь Борисович Гаврилов. В беседе приняли участие преподаватель Епархиальных курсов религиозного образования и катехизации имени св. прав. Иоанна Кронштадтского Сергей Феликсович Тухленков и известный петербургский композитор-органист, регент, создатель и руководитель детско-юношеского хора и церковно-певческой школы во имя преп. Иоанна Дамаскина Ирина Валентиновна Болдышева.
В начале заседания отец Игорь познакомил присутствующих с новой разработкой Издательства — разделом на сайте, отражающим деятельность «Византийского кабинета». Далее, предваряя разговор о творчестве И. С. Баха, он отметил, что встреча приурочена к годовщине со дня рождения великого музыканта. Кроме того, отец Игорь сказал несколько слов об особенностях лютеранского мировоззрения, подчеркнув, что некая связь между византийской традицией и духовной музыкой Баха может быть усмотрена в опыте личного обожения, о котором в свое время говорил преп. Симеон Новый Богослов, напомнив своим современникам о главной цели христианской жизни — богообщении. В этом контексте характерно то, что индивидуальное аскетическое устроение (например, впоследствии пуританизм) и неприятие духовного формализма (индульгенции и т. п.) были основанием и лютеранского отношения к сути христианства.
Продолжая разговор о духовных аспектах музыки как богословия в звуках, И. Б. Гаврилов назвал Баха музыкальным толкователем Библии. Игорь Борисович напомнил, что композитор является собирателем великой средневековой музыкальной традиции и его творчество представляет собой некую «сумму звучащей теологии». Это гениальный пример славословия Творца и прекрасная альтернатива всему низкому и вульгарному, чем зачастую наполнено современное искусство.
Затем выступил С. Ф. Тухленков, который кратко рассказал о трех периодах жизни И. С. Баха, отметив, что композитор был регентом и стремился в первую очередь к благополучию своей большой семьи, а не к мирской славе. Ярким свидетельством внутренней жизни Баха служит обнаруженная в 30-е гг. ХХ в. его Библия с пометками на полях. Что же касается музыки композитора, то она предназначалась не для концертного исполнения, а для музыкального сопровождения лютеранского богослужения и имела целью утешение и освежение духа слушателей. По мнению докладчика, И. С. Баха можно назвать живописцем в музыке — он как бы пишет фреску на духовный сюжет (пусть и с патетикой), которая возвышает и преображает слушающего. При этом профанное и сакральное размежевываются музыкальными средствами, как, например, в музыкальном оформлении «речитатива» в «Страстях по Матфею». Особо было сказано об ариях Баха, являющихся, по словам С. Ф. Тухленкова, выражением соборной души, ощущающей свое несовершенство при соприкосновении с небесной чистотой. Также Сергей Феликсович рассмотрел протестантский хорал, сравнив его мелодику с православными гласами, а в заключение доклада поделился соображениями о том, чем именно и почему И. С. Бах близок православным слушателям.

И. В. Болдышева в своем сообщении отметила, что музыка Баха свидетельствует о вечности и о невидимом мире — душе, духе, Боге. Кроме того, она отражает благородство высоких чувств и глубокий трагизм. Однако, проводя душу по этим трагическим глубинам и безднам, Бах не оставляет ее там, а выводит на свет через мажорный финал. В творчестве композитора активно используется агогика — средство выразительности, свойственное органной музыке, создающее в ней некое «живое дыхание»: замедление при восхождении, ускорение при нисхождении мелодии. Эта динамика выражает не страстное, а духовное (бесстрастное, аскетическое) устроение человека. Таким образом, как подытожила Ирина Валентиновна, своим строем, чистотой, красотой, внутренними духовными ритмами, ясным чувством Бога, Бах близок православному мировосприятию. Его музыка учит созерцанию, без которого трудно стать духовным человеком, особенно в современном мире.

12 апреля 2019 г. в Книжной гостиной состоялось шестое заседание «Византийского кабинета», посвященное актуальным вопросам православной науки, в рамках которого прошла презентация второго выпуска журнала «Русско-Византийский вестник». В заседании приняли участие авторы номера и члены редакционного совета журнала: кандидат богословия, доцент СПбДА Александр Васильевич Маркидонов; доктор филологических наук (Пушкинский Дом РАН) Владимир Алексеевич Котельников; доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования, профессор кафедры философской антропологии и истории философии Института философии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Александр Аркадьевич Корольков; доктор филологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена Елена Ивановна Анненкова; доктор культурологии, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета Ольга Борисовна Сокурова; кандидат филологических наук, член редакционной коллегии издательства «Росток» Валерий Александрович Фатеев. Проводили встречу священник Игорь Иванов и Игорь Борисович Гаврилов, присутствовал также и.о. заведующего кафедры древних языков иеромонах Варфоломей (Магницкий).
Открывая заседание, отец Игорь рассказал о концепции журнала как полифоничной научной площадки для обсуждения актуальных вопросов, связанных с историей как христианской культуры в целом, так и в контексте преемства византийской традиции на Западе, Востоке и в России.
Затем присутствующим было предложено поделиться своим мнением о журнале и предложениями относительно перспектив его развития, опираясь на вопросы анкеты. Авторы высказали единодушное убеждение в существовании потребности всестороннего раскрытия духовной связи русской цивилизации с византийской культурой, издавна осуществляемой прежде всего через Православную Церковь. Именно такие ассоциации вызывает название «Русско-Византийский вестник», хотя само оно, по мнению В. А. Фатеева, возможно, не вполне отражает все богатство содержания издания, которое можно оценить по его рубрикации, затрагивающей самые актуальные стороны отечественной духовной культуры.

По словам В. А. Котельникова, крайне необходимо отвечать на потребность изучения православных византийской и русской цивилизаций на современном научном языке, доводя эти ответы до широкого круга подготовленных к тому читателей. Журнал «РВВ» ассоциируется у него с добротными дореволюционными изданиями данного профиля. Деятельность редакции и материалы, полагает ученый, должны соответствовать названной теме, охватывая ее в церковном, богословском, религиозно-философском, социальном, политическом, культурологическом и литературном аспектах.
В свою очередь, А. А. Корольков отметил, что название журнала нацеливает на академическую фундаментальность, но вместе с тем и на просветительские задачи. Это проявилось в первых выпусках, где сосуществуют материалы исследовательские и просветительские, несущие свет всем нам, в большей или меньшей степени растерявшим духовное богатство преемства Византии и России.

А. В. Маркидонов также одобрил название: в избранном создателями имени нет ни размытости, ни стесняющей жанровую и тематическую инициативу участников ограниченности. Оно предполагает достаточно широкий, разнообразный, но и предметно-тематически внятно организованный круг исследований; располагает к такой методологии, которая исходила бы из усмотрения традиционных начал и рассмотрения того, как такие начала осуществляются или осознаются, переосмысляются в том или ином конкретном культурно-историческом контексте. Кроме того, Александр Васильевич отметил (подобные слова звучали из уст и других участников круглого стола), что вестник привлекает внимание высокими полиграфическими характеристиками — строгим изяществом, простотой, ясностью и выразительностью оформления, богатством иллюстративного материала, несущего и информативное, и художественное значение.

Е. И. Анненкову преимущественно заинтересовали публикации, откликающиеся на современные вопросы, особенно разделы «Русская классическая литература и Православие», «Русская религиозная философия» — прежде всего потому, что здесь есть некое поле для полемики. Елена Ивановна высказала идею, что издание могло бы стать своеобразной дискуссионной площадкой для авторов, выражающих точку зрения Церкви, и ученых-гуманитариев, способствовать их общению, знакомству друг с другом, поискам общих платформ.

О. Б. Сокурова выделила статьи В. А. Котельникова, В. А. Воропаева, Н. Н. Павлюченкова, С. М. Телегиной и др., назвав «РВВ» весьма содержательным и пожелав редколлегии продолжать работу в том же направлении. Также она сказала, что обязательно будет использовать материалы номера на своих занятиях со студентами.
В конце встречи слушатели и гости обсудили ряд вопросов и пришли к единому мнению о необходимости более активно продвигать журнал в научной и учебной среде.

24 мая 2019 г. в Книжной гостиной прошло седьмое, заключительное в 2018–2019 учебном году заседание «Византийского кабинета», посвященное теме «Композиторы XX в. и духовная культура. Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин, Родион Щедрин, Альфред Шнитке». Работу мероприятия возглавил доцент кафедры богословия Игорь Борисович Гаврилов.

С докладом, посвященным жизни и творчеству известных композиторов второй половины XX в., выступил Сергей Феликсович Тухленков. Центральной темой его сообщения явилась связь композиторского творчества с богослужебной и народной певческими традициями и ее органичность. Акцент был сделан на различии внутреннего восприятия композиторами этих традиций. Выступление сопровождалось прослушиванием фрагментов произведений названных авторов и интересной дискуссией.

Переходя к 2019–2020 учебному году, прежде всего отметим, что с 18 марта 2020 г. все запланированные очные научные мероприятия Санкт-Петербургской духовной академии, к сожалению, были отменены в связи с карантином по поводу коронавирусной инфекции.

А начался год знаковым для «Византийского кабинета» событием, которым стала Первая международная научно-богословская конференция по византинистике, состоявшаяся 13 сентября 2019 г. в Книжной гостиной Издательства СПбДА. Организаторами и ведущими конференции выступили священник Игорь Иванов и И. Б. Гаврилов.

Перед началом научного мероприятия с приветственным словом к собравшимся обратился ректор Академии епископ Петергофский Силуан. Владыка указал на влияние византийского наследия в ходе развития России и европейских стран: «Византийское наследие оставило свой след во многих странах Европы, но в истории нашей страны эта связь имеет особый одухотворенный характер. Христианская вера принесла нам не только основы грамотности или великолепное богослужение. Крещение Руси было одним конкретным событием, которое в исторической перспективе дало возможность миллионам русских людей стать у Престола Божия. И это главный византийский дар нашему народу. Русский менталитет во многом сформировался благодаря православному отношению к миру, к труду, взаимоотношениям в государстве. И современное общество, в котором как будто теряются нравственные ориентиры из-за информационной перенасыщенности, нуждается в крепком основании для достойной жизни. И эти основания лежат в нашей вере, в нашей традиции, которую мы волею Божией восприняли от Византии».
Далее выступил проректор СПбДА по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин, который высказал надежду, что конференция по византинистике в Академии станет традиционной и в дальнейшем будет привлекать все больше участников.
Затем слово взял священник Игорь Иванов со вступительным докладом «Современность и византийская матрица», обозначив главную проблематику конференции в контексте базовых византийских установок: 1) правовое сознание (дисциплина социальной практики); 2) культурное сознание (дисциплина интеллектуальной практики); 3) церковное сознание (дисциплина церковной жизни) и 4) догматическое сознание (дисциплина соборного духовного разума). При этом были поставлены такие ключевые вопросы: насколько можно говорить о синтезе в Византии ортодоксии (правильная вера) и ортопраксии (правильные поступки)? И насколько современность разделяет эти идеалы и устремления? Как бы то ни было, заключил отец Игорь, церковная жизнь полна византинизмов, и без их внятного и осмысленного принятия вряд ли можно ли говорить о передаче традиции и перспективах самой церковности. Доклад отца Игоря сопровождался видео-презентацией, иллюстрирующей реконструкцию Юстинианы Примы — «идеального византийского города», построенного по заказу императора Юстиниана Великого в 530-х гг. и разрушенного аварами в 615 г.
Пленарное заседание открыла профессор философии Папского университета имени Иоанна Павла II в Кракове (Польша) монахиня Тереза (Оболевич). Она представила доклад «Мирра Лот-Бородина как исследователь византийского богословия», рассказав о биографии и трудах ученой, особое место в которых занимает личная переписка Лот-Бородиной с русскими богословами XX в.
Профессор Екатеринбургской духовной семинарии Д. И. Макаров прочитал доклад «Феодор Метохит (XIV в.) об интеллектуальной и духовной составляющих образования», содержащий подробный анализ учения византийского писателя.
Настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игумения Илариона (Феоктистова) представила сообщение «Византийское влияние в монастырском уставном творчестве XIX в.», в котором изложила разбор древних литургических практик свт. Феофаном Затворником.
Преподаватель Академии, доцент протоиерей Владимир Гончаренко прочитал доклад «Деятельность священномученика Григория, патриарха Константинопольского, по сохранению греческого классического языка» и дал подробную историческую справку о деятельности византийского иерарха.
Доктор исторических наук, профессор СПбДА М. В. Шкаровский в своем докладе «Образ Святой Горы Афон в произведениях русских писателей-эмигрантов 1920–1930 гг.» рассказал об особенностях творчества ряда русских писателей начала XX в.
В завершении пленарного заседания доктор культурологии, доцент Института истории СПбГУ О. Б. Сокурова выступила с сообщением «Новая Елена и византийский вектор духовного, государственного и культурного пути России», посвященным вкладу св. княгини Ольги в установление русской государственности и улучшение дипломатических отношений с Византией.

После перерыва конференцию продолжил директор духовно-просветительского центра «Кириллица» (г. Самара) священник Максим Соколов. Он провел практическое занятие «Влияние византийской эстетики на русский и европейский средневековый костюм. Взгляд современного реконструктора», во время которого показал элементы одежды и оружия византийских граждан.
Кандидат искусствоведения, член Союза художников России, директор Научного архива Российской академии художеств В. Б. Казарина прочитала доклад «Современные реплики византийского шитья», в котором рассказала об истории применения византийской вышивки в церковной традиции Руси.
Кандидат медицинских наук, старший преподаватель истории медицины Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии О. А. Джарман выступила с сообщением на тему «Ребенок в представлении византийской медицины». Ольга Александровна привела толкование гуморальной теории византийских врачей, а также отметила основные моменты в уходе за детьми и их лечении в древних медицинских учреждениях.
Преподаватель Епархиальных курсов религиозного образования и катехизации имени св. прав. Иоанна Кронштадтского С. Ф. Тухленков представил доклад «Богослужебно-певческий канон и музыкальная культура», в котором показал, что византийская традиция передала Русской Церкви опыт аскетически выверенного искусства.
Последним с сообщением на тему «Образы Византии в религиозно-философской мысли русского зарубежья» выступил И. Б. Гаврилов. Он выделил в истории русской философии XIX–XX вв. два ключевых направления осмысления Византии — либерально-западническое и консервативно-славянофильское. Начало первого Игорь Борисович связал с именами П. Я. Чаадаева и В. С. Соловьева, а второго — с именами К. Н. Леонтьева, Ф. И. Тютчева, Ф. М. Достоевского. Особое внимание было уделено воззрениям на Византию философов первой волны русской эмиграции, причем не только таких последовательных византинистов, как протоиерей Г. Флоровский, но и их оппонентов — Г. П. Федотова, Н. А. Бердяева, протоиерея А. Шмемана. Докладчик отметил, что суждения русских мыслителей-эмигрантов о Византии и ее культурном наследии не утратили значения и в наши дни.
Таким образом, Первая международная научно-богословская конференция по византинистике в СПбДА объединила специалистов-энтузиастов из разных городов России и зарубежья и получилась по-византийски полифоничной и многогранной.

2019–2020 учебный год продолжился заседанием «Византийского кабинета» 25 октября 2019 г., которое было приурочено к памятной дате выдающегося русского религиозного мыслителя, поэта, ученого Вячеслава Ивановича Иванова (1866–1949). Ведущими круглого стола «Вячеслав Иванов: поэт, философ, христианин. К 70-летию со дня кончины» традиционно выступили авторы проекта — священник Игорь Иванов и И. Б. Гаврилов. В мероприятии приняли участие ученые из Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургской духовной академии. С основным докладом «Византийская традиция в позднем творчестве Вячеслава Иванова» выступила доктор филологических наук, профессор СПбГУ Светлана Дмитриевна Титаренко. В ее докладе было рассмотрено преломление традиций византийской эстетики в «Повести о Светомире царевиче» и других сочинениях мыслителя.
Открывая заседание, священник Игорь Иванов рассказал о деятельности «Византийского кабинета» и о журнале «Русско-Византийский вестник». Отец Игорь особо подчеркнул, что личность и творчество В. Иванова интересны именно в контексте пересечения античной, византийской, русской и европейской традиций в его наследии, для которого характерны полифоничность и вселенскость, равно как и амбивалентность вкупе с метафизичностью, символизмом и реализмом, ставящие поэта в ряд крупнейших литераторов России.
Продолжая разговор, И. Б. Гаврилов отметил, что В. Иванов был не только писателем-гуманистом, сочетавшим славянофильскую и романтическую линии, но и выдающимся представителем русского эллинизма, прошедшим через искушение ницшеанством. Игорь Борисович предложил для обсуждения следующий вопрос: как в творчестве Вячеслава Иванова совмещались обращенность к западной культуре и верность русско-византийской традиции, что особенно проявилось в его «Повести о Светомире царевиче»?

Далее слово взяла Светлана Дмитриевна Титаренко, отметив, что «византийство» В. Иванова явно прослеживается в его произведениях, написанных после отъезда из России в 1924 г., и достигает своего апогея именно в «Повести о Светомире царевиче» — как бы духовном завещании мыслителя, отразившем его взгляды на историю мира и человечества. Это сочинение представляет собой своего рода христианскую мифолого-символическую утопию, где через религиозный экфрасис как некую иконичность изображается чаемое царство «агиократии».
Развивая эту мысль, кандидат философских наук Евгений Михайлович Титаренко сделал акцент на входящем в «Повесть…» «Духовном послании пресвитера Иоанна», в котором духовно-символическая иконография спасения земли тесно связана с топографией — реальной и символической (например, образы Кремля и Успенского собора как центра земли).
В свою очередь, доктор культурологии Ольга Борисовна Сокурова подчеркнула, что В. Иванов в эпоху глобальных катастроф ХХ в. пытался посредством нравственно-религиозного искусства повлиять на обновление и пересоздание действительности. Такое стремление было характерной чертой Серебряного века, в искусстве которого ярко проявилась тяга к хилиастическому утопизму преображения земли (от символистов и хлыстов к революционерам). В основе данной тяги лежит острое недовольство собой, обществом, миром и самой искусственностью искусства, а происходящее из нее творчество связано с разрушительными тенденциями. Тем не менее, В. Иванов, будучи «реалистическим символистом», считал, что нужно «ценить плоть мира» и идти от «реального к реальнейшему», обретая истинный смысл в том, что находится за пределами мира, культуры и искусства.
Поддерживая тему, доцент Александр Васильевич Маркидонов уточнил, что именно разобщение человечества с горним миром привело и к кризису культуры, и к мировым войнам. И, конечно, утопичность является двойником иконичности, ее подменой, ибо она не ведет к выходу в эсхатологию, к ситуации, когда человек чает «облечься в нетленное». Примечательно, что как раз это слово — «облечься» — использовал В. Иванов, говоря о некоем «посвящении» как приобщении к новому реальному духовному опыту сверхисторизма.
В завершение встречи Игорь Борисович Гаврилов, подчеркнул, что Вячеславу Иванову удалось, несмотря на увлечение взглядами антивизантийца В. Соловьева и нигилиста Ф. Ницше, прийти к оправданию византийского синтеза античной культуры и христианства и избежать критики исторического христианства, устремившись целиком к поиску в образах и символах идеала Единой Церкви, живущей любовью ко Христу и человечеству.
В конце заседания слушатели и гости кратко обсудили вопросы, вызванные темой круглого стола. Было высказано пожелание глубже рассмотреть как «византийство» Вячеслава Иванова, так и специфику искусства Серебряного века в контексте русско-византийской ментальности.

29 ноября 2019 г. в Книжной гостиной состоялось второе заседание «Византийского кабинета», посвященное 80-летию со дня рождения композитора Валерия Александровича Гаврилина (1939–1999). В нем приняли участие преподаватели учебных заведений Северной столицы, а также студенты Духовной школы и слушатели Свято-Иоанновских епархиальных курсов.
В начале заседания ведущий мероприятия И. Б. Гаврилов познакомил собравшихся с биографией В. А. Гаврилина и представил участников мероприятия.

С основным докладом выступил постоянный гость круглых столов «Византийского кабинета» С. Ф. Тухленков. Он рассмотрел творчество В. А. Гаврилина на примере таких его избранных музыкальных произведений, как «Русская тетрадь», «Вечерок», «Военные письма» и «Скоморохи». Особенностью творчества композитора, по мнению докладчика, является совмещение русского фольклора с советской песней: в основе многих его произведений лежат народные тексты. «Такие художники, как Валерий Гаврилин, несли свет… Мы с вами должны стремиться к тому, чтобы постигать великую русскую музыкальную культуру, потому что она способствует пробуждению человеческой души и стремлению к свету, который заложен в этой великой музыке», — заключил Сергей Феликсович.
В завершение заседания доктор культурологии, доцент Института истории СПбГУ О. Б. Сокурова поделилась личными воспоминаниями о своей первой встрече с композитором. Она отметила простоту и скромность Валерия Александровича, которыми отличались и его музыкальные произведения. «Настоящий музыкант и творец всегда опережает свое время. Так и Гаврилин в своем творчестве оставил множество сигналов для современного поколения. Его произведения взывают к чистоте, цельности, они предлагают человеку остановиться и заглянуть внутрь себя», — подчеркнула Ольга Борисовна.

20 декабря 2019 г. в Книжной гостиной Академии состоялся круглый стол «Протоиерей Георгий Флоровский (1893–1979) — богослов, философ, историк Церкви. К 40-летию со дня преставления», который «Византийский кабинет» провел совместно с кафедрой богословия СПбДА.
Во встрече принимали участие учащиеся Академии, а также слушатели и сотрудники Епархиальных курсов. По традиции работу возглавили священник Игорь Иванов и Игорь Борисович Гаврилов. В заседании принял участие доцент кафедры богословия Александр Васильевич Маркидонов.
В начале заседания отец Игорь рассказал о значении наследия протоиерея Георгия Флоровского в русской церковной культуре эмиграции и о динамике его восприятия в постсоветской России среди церковной интеллигенции 1990-х — 2010-х гг. При этом был поставлен вопрос: а чем сегодня могут быть актуальны труды отца Георгия?

Далее отец Игорь зачитал тезисы заочного доклада доцента кафедры богословия священника Михаила Легеева на тему «Отец Георгий Флоровский. Первая попытка синтеза богословия истории и экклезиологии кафоличности: символ эпохи и путь в будущее».
Согласно прозвучавшей речи, основные направления научно-богословской работы отца Георгия — проблематика богословия истории и экклезиология. В области богословия истории отца Г. Флоровского можно признать исключительной фигурой в православном богословии XX в. Его вклад в эту область наиболее значителен, являясь связующим звеном между русской богословской мыслью XVI–XIX вв. и мыслью конца ΧΧ в. — начала XXI в. В области собственно экклезиологии — конкретно экклезиологии кафоличности, взятой вне прямого контекста истории — вклад отца Г. Флоровского также весьма показателен (хотя здесь с его идеями и не всегда можно согласиться). Он исследует: природу кафоличности; вопросы, связанные с общением в Церкви; вопрос главенства Христа над Церковью; проблему ипостасного бытия Церкви и в Церкви; проблематику «границ Церкви»; область отношений Церкви и Святой Троицы.
В целом можно сказать, что отец Г. Флоровский силен именно историческим богословием. Обнаруживаемый у него синтез той или иной экклезиологической проблематики и историко-богословских идей представляет новаторские подходы, пролагающие магистральные пути развития экклезиологии кафоличности в будущем. Почти везде, где отец Георгий привносит исторический контекст, в отношении этого контекста он следует в русле Предания, творчески расширяя его. Экклезиология же, взятая вне этого исторического контекста, представляет у отца Г. Флоровского проблемную область. Одним из общих слабых мест экклезиологии отца Георгия следует признать неточное применение понятийного аппарата (впрочем, как практически и у всех богословов XX в.).
Далее слово взял доцент кафедры богословия, кандидат философских наук И. Б. Гаврилов. Он поделился своим пониманием главного произведения отца Георгия «Пути русского богословия», которое назвал лучшим введением в историю русской религиозной мысли. В частности, Игорь Борисович остановился на идее разделения мыслителем русской культуры на «дневную» и «ночную». «Дневная культура» — это высокая церковная культура русского византинизма. «Ночная» — языческая, это область воображения и страстей человеческих, невоцерковленное сознание русского человека, выражающееся в душевной и социальной смуте. Один из важнейших тезисов книги отца Г. Флоровского заключается в том, что, несмотря на видимое воцерковление сознания русского народа, положительное влияние византинизма постоянно прерывалось всплесками разрушительной «ночной стихии». Как отметил докладчик, апогеем вторжения этой смуты, вытеснением и фактическим уничтожением темным языческим своеволием тонкого слоя высокой богословской культуры византинизма, по мнению отца Георгия, стала революция 1917 г.
В то же время И. Б. Гаврилов коснулся вопроса разрыва отца Г. Флоровского с евразийством и неприятия им таких популярных в среде первой волны русской эмиграции концепций, как «Москва — Третий Рим» и «Святая Русь». «Почему крупнейший отечественный богослов ХХ в. совершил переход от русского христианства к византийскому (вселенскому)?» — поставил вопрос выступавший и подчеркнул, что эта проблема нуждается в серьезном осмыслении.
В свою очередь, доцент кафедры богословия А. В. Маркидонов подчеркнул, что весьма важно не просто читать, но и перечитывать труды отца Г. Флоровского, показавшего, что суть «христианского эллинизма» состоит не в рациональной «системе богословия», а в синтезе целостной кафоличности мысли. Главное в мысли отца Георгия, по мнению Александра Васильевича, — это то, что он в ХХ в. говорит о «возвращении к отцам», поскольку лишь изнутри святоотеческого горизонта мы можем быть действительно кафоличны, быть согласны Христу, Который являет целостность на все века. И Церковь дает возможность воспитания целостного сознания, согласного со Христом.
Как отметил докладчик, отца Георгия часто упрекают в том, что он не дал определения «неопатристического синтеза». Что же такое этот «неопатристический синтез»? По сути это — непрекращающееся обновление сокровищницы Церкви (в веянии Духа Святого), обновляющийся опыт отцов, пояснил А. В. Маркидонов. В заключение, обращаясь к проблеме кризиса византинизма, он выразил сожаление, что Русь, усвоив византийское наследие, не усвоила византийской пытливости — умного и разумного усвоения традиции. В таком смысле «христианский эллинизм» остается всегда актуальным для русского церковного сознания.

В завершение встречи отец Игорь Иванов рассказал о том, как, перекликаются взгляды протоиерея Георгия Флоровского и известного румынского богослова ХХ в. протоиерея Думитру Станилое. По мысли отца Д. Станилое, истинное и живое богословие обращено одновременно в три стороны: в прошлое, настоящее и будущее. Оно одновременно апостольское, современное и пророческое. Оно характеризуется верностью откровению Христа, данному в Священном Писании и Предании, ответственностью за современное сообщество верующих, открытостью в эсхатологическое будущее. Кроме того, отец Думитру всегда воспринимал отцов Церкви как современников, как живых свидетелей Истины, чье свидетельство требует от нас постоянного самоанализа и осмысления жизни с учетом современных проблем. Румынский богослов говорит в согласии с отцом Г. Флоровским: «Опыт Бога есть деяние синтеза…» Таким образом, заключил отец Игорь, вполне очевидно, что внутри русской и румынской православных традиций ХХ в. проявились мыслители, созвучные друг другу в понимании «патристического синтеза».

Последнее в 2019–2020 учебном году очное заседание «Византийского кабинета», посвященное византийской тематике в современной художественной литературе, прошло 31 января 2020 г. В мероприятии приняли участие: профессор, историк медицины, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Галина Львовна Микиртичан; к.ф.н, доцент, доцент кафедры логики Санкт-Петербургского государственного университета Лариса Грачиковна Тоноян; доцент той же кафедры, историк Любовь Николаевна Лисенкова; к.м.н, старший преподаватель той же кафедры Ольга Александровна Джарман. Ведущими были отец Игорь Иванов и И. Б. Гаврилов, участниками — студенты СПбДА, а также слушатели и сотрудники Епархиальных курсов.

Открывая заседание, отец Игорь сделал краткий обзор художественной литературы разных стран мира, посвященной Византии. При этом была обозначена и жанровая дифференциация: 1) исторический роман: классический исторический роман (Ж. Ломбар, Р. Грейвс, А. Ладинский); беллетризированные или научно-популярные биографии (Ш. Диль, М. Казовский); любовный или же «женский» исторический роман (Д. Брэдшоу, С. Холланд); 2) фантастический роман, в основном два поджанра: альтернативная история (Г. Тартлдав, Л. С. де Камп); фэнтези-мир, сконструированный на основе истории Византии с заменой личных имен и географических терминов (Гай Гэвриел Кей); путешествие во времени (менее распространено); 3) поэмы и пьесы (преимущественно XIX в.).
Так или иначе, все эти жанры есть и в современной русскоязычной художественной литературе, например, у таких писателей как: протоиерей Николай Агафонов («Иоанн Дамаскин»), Александр Говоров («Византийская тьма»), Михаил Казовский («Юстиниан. Топот бронзового коня»), Татьяна Сенина («Кассия»), Александр Тюрин («Царства сотника Сенцова»), Сергей Смирнов («Цареградский оборотень»). Очевидно, что Византия привлекает авторов своим историческим и культурным потенциалом. В частности, это выражается в художественном исследовании коллизий, связанных с взаимообщением античного и христианского мира.

Этой же теме оказался посвящен проект из четырех романов постоянного автора «Христианского чтения» Ольги Шульчевой-Джарман. Первый из них — «Врач из Вифинии. Сын весталки». В ходе рассказа автора о написании книги выяснилось, что это исторический роман, основанный на точных сведениях из эпохи Юлиана Отступника, и посвящен он рассказу о дружбе двух врачей: Каллиста (вымышленный персонаж), интеллигентного неоплатоника, и Кесария, образованного христианина, брата свт. Василия Великого и свт. Григория Нисского.

В конце встречи слушатели и гости задали Ольге Александровне вопросы о том, как возникла идея романа, какие научные материалы использовались для выверки сюжета и фактологии, как и где приходилось писать книгу, насколько продуктивной была критика глав, выложенных в сети, возможно ли сделать сценарий на базе романа и т. д. Заседание прошло в оживленной литературной дискуссии.

20—22 октября 2020 г. в Академии прошла II международная научно-богословская онлайн-конференция по византинистике «Русско-Византийский Логос», организованная совместно кафедрой богословия, кафедрой иностранных языков и кафедрой древних языков в рамках деятельности межкафедрального научно-просветительского проекта «Византийский кабинет».

20 октября состоялось Пленарное заседание. На открытии конференции с приветственным словом обратились организаторы конференции: священник Игорь Иванов (кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков СПбДА, доцент кафедры богословия СПбДА) и Игорь Борисович Гаврилов (кандидат философских наук, доцент кафедры богословия СПбДА). Затем на Пленарном заседании выступили представители разных учебных и научных центров России и Украины.
Так Дмитрий Игоревич Макаров (доктор философских наук, доцент (ФГБОУ ВО «Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского», профессор, заведующий кафедрой общих гуманитарных дисциплин)) в своем докладе «Феодор Метохит о кризисе коммуникации в византийском обществе начала XIV в.» раскрыл сущность девальвации иконичности слова вследствие духовного и интеллектуального размежевания общества, члены которого утрачивают способность слышать и понимать друг друга.

Размышления о базовых христианских культурологических архетипах продолжила Галина Викторовна Скотникова (доктор культурологии, профессор, СПбГиК, профессор; РИИИ, ведущий научный сотрудник) в своем докладе «Художественное воплощение «антропного принципа» в византийской традиции храмовой архитектуры».

Затем выступил Геннадий Евгеньевич Аляев (доктор философских наук, профессор, сопредседатель Общества русской философии при Украинском философском фонде), рассказав в своем сообщении «Книга С. Л. Франка «С нами Бог»: неизвестные страницы» о том, в каких обстоятельствах была написано это философски-исповедальное сочинение выдающегося религиозного мыслителя ХХ века.

Следующие три доклада были посвящены узловым мировоззренческим вопросам золотого века русской культуры.
Так Аркадий Юрьевич Минаков (доктор исторических наук, профессор, Воронежский государственный университет) показал этапы развития мировоззрения А. С. Пушкина от увлечения вольтерьянством к зрелым и продуманным консервативным убеждениям.

В свою очередь Дмитрий Сергеевич Бирюков (доктор философских наук, PhD (НИУ ВШЭ; Институт философии и права СО РАН; научный сотрудник)) в сообщении «Связь Византии и России: линии, проявленные в русской мысли начала — середины XIX в.» рассказал о двух изводах восприятия генетического культурного родства Византии и России (в противоположных концепциях П.Чаадева и И.Киреевского), отметив при этом, что А.Пушкин не усматривал в этом родстве жесткой связки и полагал, что у России есть свой путь и своя историческая свобода.

В завершении Пленарного заседания выступил Максим Михайлович Шевченко (кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России XIX в. — начала XX в. исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова), который в рамках доклада «Государство и Церковь в политической концепции С. С. Уварова» представил широкомасштабный срез эпохи, формировавшей мировоззрение С. С. Уварова.

Порой доклады перерастали в оживленные обсуждения ключевых моментов, так что Пленарное заседание продлилось три часа.

21 октября были заслушаны доклады по секции «Византия и русская культура».

Открыл заседание секции священник Игорь Иванов (кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков СПбДА, доцент кафедры богословия СПбДА) с докладом-презентацией по теме «Сергей Дурылин о “Граде Софии” в контексте русского народного восприятия». В ходе сообщения была раскрыта амбивалентность восприятия Царьграда в интеллигентских и народных слоях русского общества как в исторической перспективе, так непосредственно в годы Первой мировой войны. Также была отмечена разнообразная реакция участников Религиозно-философского общества, ознакомившихся с сочинением С. Дурылина об исторической судьбе и духовном значении Царьграда.

Эту тему продолжил и развил в современном контексте Михаил Анатольевич Венщиков (кандидат искусствоведения, преподаватель института философии СПбГУ), рассмотрев в своем докладе «Иконоборческие вызовы в современной культуре» некоторые не вполне корректные подходы к культурному наследию Константинополя со стороны политического истеблишмента Турции.
Затем со своим сообщением выступил Дмитрий Андреевич Карпук (кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии), рассказав об обстоятельствах учреждения и деятельности кафедры «История православной Греко-восточной Церкви» в Санкт-Петербургской духовной академии (1903–1918 гг.).

Историческую тему продолжил участник из Москвы – Петр Алексеевич Пашков (аспирант кафедры классической филологии филологического факультета Московского Государственного Университета), обратившись к такой проблематике: «Сильвестр Сиропул как источник по истории Ферраро-Флорентийского собора: попытка переосмысления». Петр Алексеевич отметил, что у Сиропула было мало упоминаний богословского диалога на соборе и он больше обращает внимание на то, в ходе прений доминировали церковно-политические вопросы.

В свою очередь, рассказала о музыкальной иконичности литургического слова Маргарита Владимировна Красова (искусствовед-исследователь, Российский институт истории искусств (Зубовский институт), отметив в своем докладе «Культурный код Византии и современное Литургическое пение Валаамского монастыря», что в традиции знаменного пения исполнение исона выражает бесконечность и вечность бытия Божия и в этом проявляется созерцательность древних распевов, до сих живущих в православном богослужении.

Завершил работу секции доклад Константина Андреевича Цырельчука (Сретенская духовная семинария, секретарь кафедры Древних и новых языков), посвященный теме «Византийская Литургия на русской земле: проблема перевода в XX–XXI вв.».

22 октября в ходе третьего, завершающего, дня работы конференции прошло заседание секции «Русская религиозная мысль», на котором был рассмотрен идейный вклад представителей русской консервативной мысли и религиозной мысли XIX – начала XX века, ратовавших за формирование русской идентичности на основах национальной самобытности русского народа

Открыл заседание секции Игорь Борисович Гаврилов (кандидат философских наук, доцент кафедры богословия СПбДА) с докладом «Об актуальности изучения публицистического наследия М.П.Погодина».

Погодинскую тематику продолжил Валерий Александрович Фатеев (кандидат филологических наук, член редколлегии издательства «Росток») в сообщении «“Державный” историк М. П. Погодин и псевдонаучная теория “официальной народности” А. Н. Пыпина».

Затем выступила Ольга Борисовна Сокурова (доктор культурологии, доцент, доцент Института истории СПбГУ) со своими размышлениями на тему «Идея “любви собирающей” в религиозно-философских трудах Е.Н. Трубецкого».

Широкую перспективу идейного спектра дискуссий о национальном самосознании представила в своем докладе «Проблема национальной самобытности во взглядах российских консервативных мыслителей первой четверти XIX века» Надежда Николаевна Лупарева (кандидат исторических наук, доцент, Российский Православный Университет святого Иоанна Богослова, заместитель декана Социально-гуманитарного факультета по научной работе).

Об успешной работе по введению в современный научный и культурный оборот наследия выдающегося отечественного педагога и мыслителя XIX столетия рассказала Нина Викторовна Цветкова (кандидат филологических наук, доцент, кафедра филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного, доцент Псковского государственного университета) в своем докладе «Об издании полного собрания литературно-критических трудов С. П. Шевырева».

К сожалению, в силу болезни не смог принять участие в конференции Николай Николаевич Павлюченков (кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), однако он прислал материал своей статьи по теме доклада «Основы “византизма” в мировоззрении П. А. Флоренского» для публикации в очередном выпуске научного журнала «Русско-Византийский вестник».
В завершение конференции ее участники обговорили тематику для следующего года работы «Византийского кабинета» и редколлегии журнала «Русско-Византийского вестника», а А. Ю. Минаков поблагодарил всех коллег за доставленную высшую радость – «радость интеллектуального общения».

Научно-просветительские мероприятия кафедры в 2015-2016 у. г.

В 2015 г. сотрудниками кафедры были проведены следующие совместные мероприятия с зарубежными учёными:

Колесникова Н.В.: Организация лекций проф.  Дж. Миллера (Великобритания) по истории Англиканской Церкви. (для учащихся всех уровней) — 30 апреля 2015 г.

Свящ. Игорь Иванов:  29 октября 2015 года в актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии с лекцией «Читая Святых Отцов сегодня» (Reading the Fathers today) выступил ректор Свято-Владимирской Семинарии Нью-Йорка, известный православный патролог современности, профессор протоиерей Иоанн Бэр (archpriest John Behr). Лекцию переводил секретарь кафедры Александр Андреев.

 



Контактная информация
Адрес:
191167, Россия, Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 17
Телефон: